Музей искусств и дизайна (MAD) в Нью-Йорке открыл выставку, посвященную творчеству художника-ювелира Дуриан Флетчер. Экспозиция «Douriean Fletcher: Jewelry of the Afrofuture» представляет работы дизайнера, начиная с ее пути самоучки до создания влиятельных украшений для таких фильмов, как «Черная пантера» от Marvel.
Украшения Флетчер, выполненные из латуни, золота и полудрагоценных камней, являются скульптурными артефактами, исследующими афрофутуризм, черную идентичность и культурные связи между ювелирными традициями Африки и афроамериканцев. Как отмечает MAD, выставка демонстрирует видение художницы, где искусство служит мостом, объединяющим сообщества и истории, разделенные колониализмом и угнетением.

«Для меня афрофутуризм означает поставить себя, или того, кто идентифицирует себя как чернокожий или африканец, в центр своей собственной истории — отказаться от европоцентричных идеалов и убеждений, и действительно поместить себя в центр своей моды, своего декора, своей истории, своей идентичности, своей религии, своих духовных верований, и находить в этом силу», — делится Флетчер.

На выставке представлено более 150 экспонатов, включая эскизы, закулисные фотографии рабочего процесса Флетчер и 75 готовых ювелирных изделий. Экспозиция разделена на три части: начинающаяся с ранних лет и студийной практики художницы, затем переходящая к ее работе над фильмами и телевидением, и завершающаяся текущими художественными исследованиями, включая коллекцию для Bergdorf Goodman.
На выставке можно увидеть украшения, созданные для таких крупных кинопроектов, как «Черная пантера» и «Черная пантера: Ваканда навеки». В 2016 году, работая над «Черной пантерой», Флетчер стала первым ювелиром, получившим членство в Союзе костюмеров кино, IATSE Local 705.
MAD подчеркивает, что практика Флетчер воплощает дух афрофутуризма — культурного движения, которое переосмысливает черную идентичность и историю, одновременно предвосхищая эгалитарное будущее. «Моя работа канализирует афрофутуризм, почитая древние технологии и одновременно представляя новые будущие через украшения», — говорит Флетчер. «Каждое изделие — это энергетический портал, укорененный в желании оставаться связанным с африканскими космологиями и предназначенный для активации личной силы, духовной памяти и освобождения сквозь время».
Вдохновением для ее работ служат традиции рассказывания историй в зулусском бисерном искусстве, пышная красота древнеегипетских украшений и новаторство афроамериканских ювелиров. Она также исследует использование символизма в духовных практиках, переосмысливая новые талисманические формы.
Выставка подробно документирует творчество Флетчер и то, как оно исследует и воплощает идеи афрофутуризма. Подчеркивается ее исследование дизайна ювелирных изделий Африки и афроамериканцев, а также ее усилия по созданию эстетических и культурных мостов между черными сообществами, странами, континентами и историями, разорванными колониализмом, рабством и угнетением.
Сокураторами выставки «Douriean Fletcher: Jewelry of the Afrofuture» выступили Себастьян Грант, профессор и историк дизайна, и Барбара Пэрис Гиффорд, старший куратор современного искусства, ремесел и дизайна в MAD. Экспозиция открылась в начале месяца и продлится до 15 марта 2026 года.
На обеде, посвященном выставке, гости могли подробно рассмотреть центральный экспонат — нагрудник, созданный для героини Анджелы Бассетт, королевы Рамонды, в фильме «Черная пантера: Ваканда навеки». «Для меня было важно использовать как можно больше камней на этом нагруднике, потому что в медиа и кино мы не видим, чтобы африканцы использовали свои собственные ресурсы», — отмечает Флетчер. «Я хотела показать красоту этих полудрагоценных камней, добытых в Африке, и увидеть африканскую королеву, носящую свои собственные ресурсы».
Посещение выставки включено в стоимость входного билета в музей. Стоимость общего билета — 20 долларов. MAD расположен в здании Джерома и Симоны Чазен по адресу 2 Columbus Circle в Нью-Йорке.